Орёл
Литературный уезд
Оглавление
Литературными центрами России по праву считаются столичные города Петербург, и Москва, что понятно - ведь это большие столичные города….
Но!
Наравне с ними - литературной столицей считается совсем небольшой, уездный город Орёл! С Орлом связаны жизнь и творчество настоящих мэтром литературы как И.Тургенев, Н.Лесков, И.Бунин и многих других...
Как такое возможно?
Фильм рисует образ города, способного своей томной, неспешной, уютной атмосферой убаюкать любого проезжающего человека, ведь только замедлив мысли - можно разглядеть красоту жизни.
Почему литературный?

Когда я пишу о том, что в Орле родилось множество известных писателей, я говорю серьёзно и подразумеваю действительно большое количество действительно известных и действительно мэтров своего дела! Только зацените список!

Некоторых (которые в конце) многие не знают, но они сделали не меньший вклад (просто о нём пока не сложены легенды)
Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ
Николай Семёнович
ЛЕСКОВ
Иван Алексеевич
БУНИН
Фёдор Иванович
ТЮТЧЕВ
Алексей Николаевич
АПУХТИН
Афанасий Афанасьевич
ФЕТ
Михаил Михайлович
ПРИШВИН
Леонид Николаевич
АНДРЕЕВ
Елена Александровна
БЛАГИНИНА
Павел Иванович
ЯКУШКИН
Сергий Николаевич
БУЛГАКОВ
Борис Константинович
ЗАЙЦЕВ
Михаил Михайлович
БАХТИН
Фёдор Васильевич
РОСТОПЧИН
Александр Вячеславович
ГЕРМАНО
Кстати говоря, герой Орла
имеет некое сходство внешности с молодым ...
Почему уезд, а не столица?
В погоней за статусным званием "столицы чего-то" есть риск
выплеснуть вместе с водой смыслы места.

Слово «столица» происходит от древнерусского столъ — «престол, трон, место правления князя». "Столичность" города обычно подразумевает под собой некую статусную атмосферу, сосредоточение мод и событий, формальность, представительность, престижность и - как следствие- ограничение вольности, раздолья, упорядочивание природы...

В погоде за званием столицы города обычно развивают в себе эту самую столичность и статусность. А всегда оно надо? У меня есть подозрение, что именно благодаря своей неспешной созерцательной и сугубо человечной атмосфере Орёл сумел породить столько действительно сильных авторов. И если по количеству писателей Орёл - это, несомненно, столица, то по атмосфере - скорее губерния, и я бы даже сказала - уезд!
И ему стоило бы таковым и оставаться....

Родина-Мать
Главная доминанта Волгограда, это бесспорно Родина-мать. Мамаев курган и скульптула "Родина-мать" это, конечно, место паломничества. Только мудак здесь не прослезится.

Родина-мать, собственно, олицетворяет причину того, почему мы выйграли эту войну. Для СССР Великая Отечественная война была не очередной войнушкой, а реальной борьбой за выживание. В своей речи 41 года Сталин обратился к народу с призывом встать на защиту Родины. Война шла на за идеи пролетариата, а за родину, землю, мать. Это было обращение к сердцам. Может поэтому мы часто видим на ретро плакатах эпохи войны лозунг "за Родину, за Сталина".... То есть за того Сталина, который обратился к сердцу людей как отец, а не как вождь мирового пролетариата. "За Мать, за Отца..."

Русский человек, в корне своем очень традиционный, архаичный. Русский не ввязывается в войну концепций (а если ввяжется, то сто раз чертыхнется). Но ради ценностей сердца, ради защиты - пойдёт. То есть нашего Ивана с печи всякими политагитками не поднимешь. Нужны реальные доводы.
Мемориал героям войны - эти сюжеты людского героизма, большого русского духа, сюжеты о том, как и зачем Иван встал с печи.
Музей-панорама Сталинградской битвы
Ещё здесь есть музей-панорама Сталинградской битвы. Главное, чему учит и чем впечатляет этот музей - это конечно русская сила не сдаваться. Осматривая мемориалы, посвященные сталинградской битве, красной нитью проходит цитата : " не сдавать рубеж любой ценой/ умереть но отстоять". В людских историях, тут представленных, есть сотни вариаций как можно не сдаться и совершить подвиг. Можно инструкции сделать;)

Подвиг Сталинграда заключался в том, что даже при казалось бы тотально неравенстве сил , катастрофическом (в развалины город превратился в первый месяц битвы!!) солдаты за счёт силы духа (упорства? Упрямства? Исконной русской настырности?) отказывались складывать лапки. Ощущение от увиденного складывается такое, что даже 10 оставшихся в живых солдат продолжали бы биться, и блин добились бы победы... даже если бы все померли, с неба бы продолжали отбиваться, лишь бы не сдавать рубеж.
Вспомнилась цитата: «Воля — это то, что заставляет воина побеждать, когда его рассудок говорит ему, что он повержен.»
Меч Сталинграда
Один из самых известных экспонатов Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» - это безусловно «Меч Сталинграда». Предложение преподнести жителям Сталинграда в качестве дара британского народа большой рыцарский меч сделала принцесса Елизавета, будущая королева Англии. Король Георг VI поддержал его. На обоюдоостром клинке выгравирована надпись на русском и английском языках, которую сочинил лично премьер-министр Уинстон Черчилль:
Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, от короля Георга VI, в знак глубокого восхищения британского народа
To the steel-hearted citizens of Stalingrad the gift of king George VI in token of the homage of the British people


Официальная церемония передачи меча состоялась 29 ноября 1943 г. в советском посольстве в Тегеране в ходе встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции. Советский военный оркестр исполнил британский и советский государственные гимны. Взяв в руки меч, Черчилль обратился к Сталину: «Мне поручено преподнести Вам этот почетный меч в знак глубокого восхищения британского народа». Сталин, приняв меч, поцеловал ножны и поблагодарил Черчилля. Затем дал посмотреть подарок президенту США Франклину Рузвельту. Тот извлек меч из ножен, подержал его и сказал: «Воистину у них были сердца из стали!».

Уже 62 года город живёт с названием Волгоград.
В России есть много городов, названных по имени реки, но он стал первым "градом", посвящённым Волге.

Традиционно Волгоград ассоциируют с гигантским промышленным центром, но стоит отметить, что строительство основной части заводов и промышленности было начато ещё при Сталинграде. Получается, Волгоград стал наследником славы и труда города-героя. Выражаясь метафорически, Волгоград - это "Родина-дочь", принявшая в дар наследие "Родины-матери" Сталинграда.
Уже 62 года город живёт с названием Волгоград.
В России есть много городов, названных по имени реки, но он стал первым "градом", посвящённым Волге.

Традиционно Волгоград ассоциируют с гигантским промышленным центром, но стоит отметить, что строительство основной части заводов и промышленности было начато ещё при Сталинграде. Получается, Волгоград стал наследником славы и труда города-героя. Выражаясь метафорически, Волгоград - это "Родина-дочь", принявшая в дар наследие "Родины-матери" Сталинграда.
Предложения о переименовании Сталинграда выдвигал лично Никита Сергеевич Хрущёв. Впервые идея была предложена на XX съезде ЦК КПСС в 1956 году. В составе делегатов было много военных, в том числе лично принимавших участие в Сталинградской битве, и в результате 78% коммунистов проголосовали против. Но Никита Сергеевич не терял надежды побороть имя Сталина. В октябре 1961 года в парторганизацию Сталинграда поступило указание срочно провести собрания и одобрить инициативу о переименовании города в Волгоград.

1 ноября было проведено заседание горсовета и горкома партии. Результат показал, что жители решительно против переименования: 77% против, 10% воздержались, 13% за.
6, 9 и 10 ноября 1961 года на заводах Сталинграда было проведено 472 митинга и собрания трудящихся. в которых приняли участие 82 773 человека. На собраниях рабочим рассказывали об ошибках и грехах Сталина, призывали отказаться от имени "человека, запятнавшего себя большой несправедливостью".
Большинство рабочих так и остались против подобной агитации, но в целом их пожелания сводились к тому, что название города должно максимально полно отражать его военные и трудовые подвиги и символизировать несгибаемую волю советских людей в строительстве нового коммунистического общества. Жители не рассматривали имя города как культ Сталина, но видели в нём символ победы, мощи государства.

Пока велась активная работа с населением, предлагались и различные названия города. В качестве приоритетных звучали Пятиморск, Волгодонск, Геройск, Твердыня, Непокорный, Славгород, Мир-город, Победоград, Стальград, Миргород, Возрождение, Ленинград-на-Волге, Геройград и почему-то Суворовск и Космоград. Волгоград поначалу серьёзно не рассматривался как вариант имени бывшего Сталинграда. Царицын вспоминали, то откидывали, поскольку имя ассоциировалось с угнетанием трудящихся.

Тем не менее 10 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сталинград переименовали в Волгоград, а Сталинградскую область — в Волгоградскую. Примечательно, что никто из руководства страны так и не объяснил сталинградцам зачем необходимо переименование.


Формально Сталинград был переименован в Волгоград из-за борьбы с культом личности И.В. Сталина.
Однако в этой истории много вопросов...
Волга через край

Как я всегда говорю, смысл города можно увидеть по его отношению к его реке. А уж Волгоград - который даже назван теперь в честь Волги - точно стоит рассмотреть со стороны Волги! Особенно хорошо характер взаимодействия Волгограда с Волгой заметен весной, в период разливов Волги. Река выходит из берегов, да так, что иногда заливает часть набережной.

Особенно завораживающе в это время выглядит речной вокзал. Сцены полузатопленных причалов и бетонных опор речного вокзала выглядят как сцены из "Титаника", когда судно начинает уходить в воду. Драматично и героично.

Волгоград как будто даже в отношении с природой следует девизу "никогда не сдаваться" (её красоте, хаосу, изобилию, неге, глине, жизни...). Стихия захватывает его каменные стены, а он стоит, не шелохнувшись. В своих мыслях.
Чувство вольности
Волгоград это огромный калач, с островами зелени внутри. То есть он раскинулся на 80 (!) км по изгибу Волги с одного берега, абсолютно никак не реагируя на другой. возможно когда-нибудь его концы замкнутся, и город уйдет в вечность (потому что будет круг).

В результате, на любой набережной этого калача вам открывается вид на дикий остров. Это вводит в странное чувство вольности, ведь ты стоишь на набережной огромного города, застроенного, большого, плотного, но твой взгляд - всегда направлен в дикое, необузданное пространство. Позади тебя - цивилизация, впереди тебя - неизвестное.

Город очень просторный, здесь много места/пространства. Это удивительно, ведь город пережил войну. Мог бы свернуться в кулачок и закрыться заводами, но нет! Он широко расправил плечи, выставил грудь вперёд, как будто бы и не было никакой опасности и ни одна пуля его не возьмёт. (каменная, видать, грудь то)
Русское абсолютное
Волгоград являет нам русское абсолютно без всякого исторического наследия. Без гармошки и кокошников. Тем самым давая повод к размышлению о том, что же такое русское... Особенно это чувствуется у "водопадов Волжской ГЭС".

На огромном бетонном брюхе прямо у подножия волжской ГЭС толстые потоки воды создают водопад как где-нибудь в Никарагуа, у бетонного берега совсем нет ограждений, он под наклоном и уходит в воду. Тут невольно задаёшься вопросом - есть ли хоть какой-то шанс выжить, если случайно упасть в этот Солярис?

Сомасштабность гигантскому
Безусловная доминанта Волгограда - Родина-мать. Но разве можно назвать ее городской? Родина мать - это доминанта национальная. Она является частью скульптурного триптиха: к памятнику тылу - в Магнитогорске, и Освободителям - в Берлине. Так город стал серединой вектора, направленного на распространение всенародной победы.

Но что интересно - Волгоград вмещает и многие другие всенародные проекты:
Это 2) канал, соединяющий Волгу и Дон - соединение двух великих путей
3) волжская ГЭС - проект уже менее масштабный по функции, но какой грандиозный по облику! Настоящий российский рукотворный водопад.

Сейчас ещё построили стадион, провели чемпионат FIFA 2018. Не очень люблю рассуждать о спорте как всенародной идее, но сложно переоценить скрепное значение фифы на русской земелюшке. Такой мировой праздник единения был....

Кажется, проекты мирового уровня ему к лицу.
Некоторые большие проекты Волгограда и Сталинграда
Хранить очаги большого
В петербургском доме купцов Елисеевых стоит огромный ананас. Настолько огромный, что столики располагаются под листьями, как под навесом. Он настолько большой, что никто его особо не замечает, но садятся по кругу и пьют чай под его листьями.
Вот и Волгограду нужны такие "ананасы" - то есть, гигантские проекты.
Настолько гигантскими, чтобы в повседневности их не замечали. но кожей чувствовали связь с чем-то огромным.
Интересно только, какие это могут быть проекты?

Что такое большой русский проект сегодня?

А может быть, и не нужно пыхтеть выдумывать. Может нужно просто сохранять для них место. Хранить очаги возможностей для таких проектов. Не зря, видать, городу предлагали название Космоград. Действтительно, есть потенциал.








"Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно...
оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается,
и наблюдать ему нечего и некогда... Оттого и бедно.

А бывало, как едешь из Москвы в Кострому "на долгих", в общем тарантасе
или "на сдаточных", - да и ямщик-то тебе попадет подлец, да и соседи нахалы,
да и постоялый дворник шельма, а "куфарка" у него неопрятище, -
так ведь сколько разнообразия насмотришься. А еще как сердце не вытерпит, -
изловишь какую-нибудь гадость во щах да эту "куфарку" обругаешь,
а она тебя на ответ - вдесятеро иссрамит, так от впечатлений-то
просто и не отделаешься. И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, -
ну, разумеется, густо и в сочинении выходило;

а нынче всё это по железнодорожному - бери тарелку, не спрашивай;
ешь - пожевать некогда; динь-динь-динь и готово: опять едешь,
и только всех у тебя впечатлений, что лакей сдачей тебя обсчитал,
а обругаться с ним в свое удовольствие уже и некогда".
Николай Лесков "Жемчужное ожерелье"






"Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно... оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и наблюдать ему нечего и некогда... Оттого и бедно.

А бывало, как едешь из Москвы в Кострому "на долгих"... да и ямщик-то тебе попадет подлец, да и соседи нахалы, да и постоялый дворник шельма, а "куфарка" у него неопрятище, ... так от впечатлений-то просто и не отделаешься. И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, - ну, разумеется, густо и в сочинении выходило..."
Николай Лесков
"Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно... оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и наблюдать ему нечего и некогда... Оттого и бедно"
Николай Лесков
Роли в фильмах SEZONES исполняются не профессиональными актёрами, а людьми, которые по своему образу и жизни очень созвучны городу.
барин

Андриан Косяков

Вера это моё чудо. О чуде сложно говорить, все слова кажутся мелкими. Но я попробую.⠀
С самого зарождения проекта я знала, что Волгоград ждут эпические масштабные съёмки, где нужна исключительная команда и исключительная героиня. А ещё, по сюжету Волгограда был нужен ребенок. Но где его взять? Родить? Арендовать? Родине-матери просто необходимо было подарить новое дитя! И я ждала, смотрела, думала. ⠀

И тут появилась Вера. ⠀
Вера выросла в калмыцких степях недалеко от Волгограда. Сам её образ пропитан чем то сильным, женским и немного диким. Вера - молодая мама прекрасной девочки Евы, так что образ дикарки, бегущей с волками, мерцающе сменяется в ней материнской нежностью. Даже само имя - Вера, и дочь её Ева - не это ли самое суть Волгоград? ⠀
Вера оказалась моей соседкой по новому дому, обрушилась как снег на голову! Вот же она, мать с ребенком! Прямо здесь... на кухне, в гостиной, в бане и предбаннике! Я наблюдала за Верой, и казалось бы, всё лучше и лучше понимала, про что, на самом деле, Волгоград. ⠀

На долю её героини выпала сложная задача, где любому другому человеку пришлось бы включать все силы актерского мастерства. А Вера просто жила.⠀
В образе скорбящей матери, Вера заставляла меня плакать и плакала сама. Она пела колыбельные погибшим солдатам, как не смогла бы ни одна актриса, но может только мать. Затем она мужественно сбрасывала с себя скорбь, по-настоящему обрезала волосы и, превращаясь в Жанну Д'арк, являла силу настоящего воина. В ней пробуждалась сила, способная воспрять духом, поднять с собой всех нас и бежать вперед, в доспехах, латах, кольгуче и с ребенком на руках. ⠀

Вера тонко чувствовала любое пространство в которое попадала и становилась им. Но при этом сохраняла свою энергию , расшевеливая и его и нас. По утрам она вставала раньше режиссера, собирала дочку в дорогу, днём отдавалась фильму и дочери, по ночам - она разучивала танец с мечом и укладывала ребенка спать...⠀
Казалось, это мне приходилось гнаться за ней на съёмках. Вера стремительна и исполнена энергией... и ничего не оставалось, кроме как идти за ней, вместе с ней и служить ей. ⠀
Это и есть мой Волгоград.

лакей
Павел Каницев
Эпизодическую роль в фильме исполнил никто иной как бывший (во время съёмок - ещё действующий) директор Общероссийского Евразийского движения.
Павел также сыграл одну из главных ролей в фильме SEZONES о городе Старица

музыка

СПИРИТИЗ
ЗВУКИ


Меня каждый раз удивляет, насколько незаменимы подбираемые в видео треки..... Я долго искала подходящую мелодию к настроению, которое почувствовала в Орле: спящую, добрую и мягкую, но без сентиментов, размеренную, но бодрую, с оттенком юмора, и духом советской сказки без точного копирования..... и как то удивительно такая композиция нашлась в треках Звуков Му! !! ! (знал бы Петр Мамонов)

(Кстати, я полгода читала название трека как "Стриптиз") И все не понимала, как у Петра такая музыка совпала с таким названием. А вот Спиритиз - понятно. И с Орлом совпадает. Орловский уроженец Н.С. Лесков частенько в своих произведениях описывал спиритические сеансы и высмеивал столичный бомонд. Думаю, если бы он жил сейчас - то не преминул бы написать пару тройку рассказиков про натальнокартисток, астроледи и тарологинь))

звуки

ПЕТУХА

Хотите верьте - хотите нет, но пока мы снимали в Орле (между прочим, почти в центре города!, да ещё и в девятиэтажке!!) я постоянно слышала крики петуха. И собак. Ощущения города от этого совершенно терялось, и сомнений в "уездном" духе рассеивались.
Короче, петух сыграл важную роль в формировании сюжета фильма.
Бэкстейдж на чилле-на расслабоне

Фильм
на фестивалях

"Честно скажу, в городе Ваш фильм разделил аудиторию на два лагеря: кто-то был возмущён сонливостью персонажа Орла и не соглашался с такой интерпретацией города, а другие были очарованы этим образом... Споры были горячие!
Позвольте пожать Вам в руку за такой интересный и полезный проект про города"
МАРИНА КУЛИКОВА
председатель Оргкомитета кинофестиваля "Отцы и дети", руководитель детской студии кино и ТВ «Поколение ХХI», общественный деятель.
Made on
Tilda